Об испытаниях теплообменников TFP

При гидравлических испытаниях тепловых пунктов, в состав которых входят теплообменники TFP или другие пластинчатые теплообменники, иногда складывается ситуация при которой новый теплообменник обвиняют в «перетоке» или, говоря техническим языком, в не герметичности между полостями.
Давайте рассмотрим физическую сторону этого явления.

Подготовительные работы

Перед испытаниями производится заполнение водой обоих систем теплопункта: греющую систему заполняют сетевой водой, а нагреваемую или водопроводной водой системы ГВС или водой из системы отопления здания. При этом в теплообменнике заполняются обе его полости: греющая и нагреваемая. Обе системы теплопункта на входах и выходах перекрываются запорной арматурой. После этого производят гидравлические испытания первой из них (обычно по тепловой сети) пробным давлением. Во время испытаний замечают, что манометры, установленные на второй системе (ГВС), начинают показывать повышение давления. Монтажники приходят к выводу, что в теплообменнике, единственном объекте теплопункта, к которому присоединены обе системы, есть дефект: отверстие или неуплотненный стык.
Изготовителю теплообменника предъявляется претензия, по ней прибывает представитель изготовителя. Он производит испытания теплообменника в присутствии заказчика и аппарат оказывается исправным, то есть герметичным. Чтобы не попасть в эту ситуацию, необходимо выяснить физику происходящего явления.
Теплообменник, по сути дела, состоит из набора мембран, разделяющих две его полости. Мембраны – это пластины теплообменника, изготовленные из нержавеющей стали толщиной 0,5 мм. Повышение давления в одной полости аппарата ведет к некоторому увеличению ее объема за счет не жесткости мембран (пластин). А так как вода – жидкость несжимаемая, то увеличение объема одной полости теплообменника приводит к повышению давления в соседней полости и связанному с ней объему замкнутой системой (ГВС) теплопункта. Если бы вторая система теплопункта не была герметично перекрыта на входе и выходе, то этого повышения давления не было бы. А о герметичности первой проверяемой системы теплопункта следовало бы судить по наружным утечкам в местах соединений и падении давления в испытываемой системе.

Теоретически теплообменник может быть поврежден при транспортировке или монтаже и должен быть подвергнут испытаниям. Но для проверки его на герметичность между полостями (отсутствию «перетока») следует поступить следующим образом. Заполнив водой одну систему теплопункта, например, греющую, оставить вторую систему, ГВС, незаполненной. Отсоединить от нижнего фланца теплообменника подвод воды из системы ГВС, это будет контрольное отверстие. Испытать пробным давлением греющую систему теплопункта и проверить при этом отсутствие утечек из открытого фланца теплообменника. У двухходового теплообменника вместо нижнего фланца выкрутить спускную пробку.

Иногда монтажники не отсоединяют фланец и открывают сливной кран на нижнем трубопроводе и при наличии утечек опять обвиняют теплообменник. Тут надо иметь в виду, что вследствие не герметичности какой-либо запорной арматуры в сливном трубопроводе может появиться вода из системы ГВС, а не из теплообменника.

Помните: только при снятом нижнем фланце второй полости можно обеспечить точное диагностирование «перетока» внутри теплообменника.

0